13:22 Рецензия на стихотворение Елены Тютиной "Учитель" | |
Рецензия на стихотворение автора сайта Изба-Читальня участника конкурса "Самоцветы" - Елены Тютиной "Учитель"![]() Предполагаем, - есть два типа рецензий: первый - это когда критик учит автора писать. Второй - когда критик учит читателя (себя - в том числе) - читать. Ну так вот, наша рецензия будт принадлежать ко "второму" типу. Ибо поэт Елена Тютина не нуждается ни в каких указках. А вот читателю нужны если не инструкции, то, хотя бы некие ориениры, чтобы приблизиться к поэту, если только он сам без нашей "наводки" ещё этого не сделал. Текст стихотворения: УчительОн входил, хромая, в притихший класс, с теплотой отцовской смотрел на нас. Шёл к столу, молитвы под нос шепча. И трещала лампочка Ильича. ...Кыргызёнок, слушай про мать земли, про богатство древнего Сомали, про страну шумеров и Вавилон, мир, который тайнами окружён. И запомни: выше всего – любовь, совершенен каждый, кто к ней готов. В непрощенье слышен звериный рык, кто прощает – сущность святых постиг. Много стран объехал учитель наш. Знал, как сшить чапан, как испечь лаваш. Он учил, как сделать тугой аркан, и дарил нам камни из разных стран: вот голыш из солнечной Шри-Ланки, вот куриный бог из Чулым-реки. Мы узнали позже, через года: никуда не ездил он никогда, он чудил и камни искал для нас в шумных водах местной реки Талас. И любил, чтоб юрта была светла, и жену любил. Да она ушла, написав: «Чингыз… ты хороший, но…». Как шайтан в степи, он кричал в ту ночь, пил арак, о доле своей скорбя. И всю жизнь прощенью учил… себя.. ССЫЛКА НА ОРИГИНАЛЬНУЮ ПУБЛИКАЦИЮ: https://www.chitalnya.ru/work/3187141/ Напомним читателю, что это стихотворение стло победителем в конкурсе Наины на сайте Избе-Читальня - "Самоцветы". Обязательным условием в этом конкурсе было упоминание какого-либо камня. И это условие соблюдено: Он учил, как сделать тугой аркан, и дарил нам камни из разных стран: вот голыш из солнечной Шри-Ланки, вот куриный бог из Чулым-реки. Помимо исполнения условия, в стихе есть тещё масса достоинств: это и ритмическая безупречность, и хорошо "заточенные" рифмы, и богатая лексика (у автора широкий словарный запас, о чём свидетельствуетт используемый им морфологический арсенал. В тексте встречаются помимо обязательных прктически всегда, везде и всюду существительных, прилагательных, местоимений и глаголов - причстия, деепричастия). Обращает на себя внимание так же сложная синтаксическая структура - использование сложных предлжений, предложений с однородными членами при обобщающем слове и т.д. Одним словом, с первого же прочтения становится очевидным, что так писать может далеко не каждый, и что автор имеет изрядный опыт в стихосложении, и, скорее всего, приличное филологическое образование. Эта догадка сподвигла нас немедленно набрать имя автора в поисковике, дабы разузнать, с кем в действительности имеем дело. В итоге поисковик щедро предоставил много-много ссылок, каждая из которых оказалась сущей находкой. Так были обнаружены страницы Елены на Сихи.ру, Прозе.ру, Поэмбуке, а также масса стихотворений, цитируемых другими вторами в сети на литературных сайтах и в соцсетях. Причем, все эти стихи восхищали и очаровывали не меньше, чем "самоцветный" "Учитель". Да. мы поняли, что переднами - истинный поэт. Прекрасный, кристально чистый, с глубоким смыслом и сильной совестью. Но что же можно ещё сказать о стихотворении "Учитель"?... Прежде всего: стихотворение сюжетное. Причем, сюжет не нов. Знакомые с творчеством Паустовского, конечно, узнают в его герое двойника учителя географии - Черпунова. С небольшим лишь отличием в арефактах: у одого - воды семи морей, у другого - камни... Мы узнали позже, через года: никуда не ездил он никогда, он чудил и камни искал для нас в шумных водах местной реки Талас. А всё же, несмотря на столь скорую и лёгкую узнаваемость, - герой Тютиной воспринимается не как подобие уже существующего, а как ЕЩЁ ОДИН ЧУДАК. Поэтому ему радуешься, как хорошему и любимому другу, давно, более года, а то и многих лет, не виденному, но вдруг внезапно встреченному в толчее центральных улиц. Так и хочется окликнуть, задержать, распросить обо всём: - Привет! Как дела? И где тебя носило? Рассказывай всё, что с тобой было и в подробностях... А как там Черпунов-то поживает?... В общем, удивительным образом, силой собственного талнта и гения русской речи, Тютина "лёгким движением руки" - (а точнее - пера) - создаёт истинного - настоящего - живого - литературного героя. С первой секунды влюбляющего в себя читательскую душу и запоминющегося навек. В другой раз как-нибудь попробуем разобраться, как ей это удаётся и почему у автора вообще получается ткое колдовство. Или не получается. Если только эту тайну по силам постичь простому смертном. Сейчас же хочется сосредоточиться не на технике, а на личности. Во только как понять, чья же личность нас так покорила - личнсть автора или героя? Что именно волнует, что пробирает нс до дрожи: мысль о том, что жил да был однажды на свете ткой хороший человек, как этот учитель, или что существует и прямо сейчас средь нас живёт такой поэт, которому Бог дал дар заметить, увидеть, понять, постичь и донести до нас такое чудо? Чтобы мы, прочитав, наконец, поняли, что учитель - это прежде того тот, кто учит нас быть добрыми. А быть добрым - значит любить. И прощать. И потом снова любить. ещё ярче, ещё пламенней. В финалестатьи хотелось бы поблагодарить поэта, несущего людям свет, дарящего то единственное, ради чего стоит жить - надежду, что мир - прекрасен, люди - добры, и всякое добро рано ли, поздно, - но непременно, - будет принято, понято и блгословенно. А кроме поэта помянуть добрым словом редактора Наину, благодаря конкурсам которой такие поэты как Елена имеют возможность открыться читателю, и, конечно, создателя и ведущего проекта "Изба-Читальня" - дорогого Альберта Хайруллина! Кстати, и Избы скоро День Рождения, если вы не в курсе! - 5 ноября проекту исполняется 16 лет. Ещё годок - и полное совершеннолетие :)) | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |