10:53
27 задание ЕГЭ (Бим-Баду)
(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек,  — это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать  — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным.

(8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация  — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней  — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение  — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание  — это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно  — надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания  — это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это  — удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.

 (28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

 (30)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум».

(По Б. Бим-Баду*)
 
Категория: Учительский журнал | Просмотров: 105 | Добавил: sevrikova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 sevrikova • 10:53, 26.01.2024
***

Очевидно, что при малом жизненном опыте, но при достаточной мощности мыслительного аппарата, размышления могут занимать пространное время.
С возрастом, с получением знаний об устройстве мира, с приобретением жизненного опыта мысль становится короткой и точной.
То есть - самодостаточной.
И это правильно. Это касается и исторического возраста человечества.
Пушкинская эпоха была неторопливой. Перемещения в пространстве неспешными и долгими. Времени на раздумья предоставлялось достаточно.
Сегодняшний стремительный век не даёт досуга на длительные размышления. Увы. Сократ сейчас бы выглядел как "тугодум".
Поэтому (я так считаю) размышлять, как и учить размышлять, необходимо в меру.
То есть - самодостаточно.
В конце-концов, важно не время обдумывания проблемы, а верность её решения. Естественно - время обдумывания зависит от сложности вопроса.
При этом не нужно забывать про вероятность того, что некто решит её раньше вас. И в критических ситуациях это будет означать проигрыш той или иной степени катастрофичности.

(Юрий Волков)
avatar